Словарь архитектурных терминов - К
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Х | Ц | Ф | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я |
архитектурный облом, состоящий из выпуклой и вогнутой дуг. Прямой каблучок (выпуклая дуга наверху) используется в капителях, карнизах; обратный (выпуклая дуга внизу) – в базах колонн, цоколях. Подробнее см. Обломы архитектурные.
Каланча
(тюрк., от араб. «кaл?a» – крепость)
возвышающаяся над зданием башня для наблюдения за возникновением пожаров. Каланчи имели колокол, площадку для дежурного и мачту для сигнализации флагами и фонарями. С развитием телефонной связи каланча потеряла свое значение.
Кампанила
(итал. campanile)
в итальянской архитектуре средних веков и Возрождения четырехгранная или круглая многоярусная башня – колокольня, обычно стоящая отдельно от храма.
Каннелюры
(франц. cannelures)
вертикальные (на стволе колонны или пилястры) и горизонтальные (на базе колонны ионического ордера) желоба. Делаются либо вплотную один к другому (дорический ордер), либо с небольшими промежутками (ионический ордер).
Капелла
(позднелат. capella)
католическая или англиканская часовня: небольшое сооружение или помещение для молитв одного знатного семейства, для хранения реликвий, размещения певчих и т. д. Капеллы находились в храмах (в боковых нефах или вокруг хора – «венец капелл» в готической архитектуре), а также в замках и дворцах. Строились и отдельно стоящие капеллы (например, Сикстинская капелла).
Капитель
(от позднелат. сapitellum – головка)
пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны), передающая ей нагрузку от архитрава и других расположенных выше частей здания (или образно выражающая эту функцию, например, в пилястре). Известны в зодчестве Древнего Востока. В античную эпоху сложились три основных классических типа капителей: дорическая, ионическая, коринфская (см. подробнее Ордера архитектурные). Своеобразные типы капителей были созданы в Китае, Японии, Мексике, Армении, Грузии, Средней Азии, в византийской, романской, готической, древнерусской архитектуре. С эпохи Возрождения широко варьировались типы античных капителей.
Караван-сарай
(перс., букв. – дом караванов)
постоялый двор в городах и на торговых путях Ближнего Востока, Средней Азии, Закавказья. Появились в IX–XVIII вв. в связи с ростом городов и развитием транзитной караванной торговли. Известны зальные караван-сараи – прямоугольные здания, разделенные на нефы (средний – для людей и товаров, боковые – для животных). Наиболее распространен тип караван-сарая с внутренним двором, окруженным одно- и двухэтажными (реже – трехэтажными) помещениями (вверху обычно располагалась гостиница, внизу – склады и стойла). Караван-сараи укреплялись стенами либо присоединялись к рабатам. С развитием железных дорог потеряли свое значение.
Кариатида
(греч.)
скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании. Были широко распространены в античной архитектуре и европейском зодчестве XVII–XIX вв.
Карниз
(нем. Karnies; первоисточник греч. karnis – конец, завершение)
горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу (покрытие) здания и защищающий стену от стекающей воды; имеет также декоративное значение. Карниз бывает верхний (венчающий; например, в антаблементе) и промежуточный.
Картуш
(франц. cartouche, от итал. cartoccio – сверток, кулек)
украшение в виде щита или не до конца развернутого свитка, на котором помещается герб, эмблема или надпись. Лепные и резные картуши украшали входы во дворцы. Были распространены в XVI–XVIII вв.
Каскад
(франц. сascade, от итал. cascata, cascare – стремительно падать)
естественный или искусственный водопад, низвергающийся уступами. В парковой архитектуре каскады создаются расположенными на разных уровнях водоемами, а также ступенями, по которым стекает вода. Знамениты каскады итальянских вилл (д`Эсте в Тиволи, 1550–1572 гг., арх. П. Лигорио), Петродворца.
Кассеты, кассетоны
(итал. cassetta)
см. Кессоны.
Катакомбы
(итал. сatacomba, от позднелат. catacumba – подземная гробница)
подземные помещения искусственного или естественного происхождения. Использовались в древности для совершения религиозных обрядов и погребения умерших. Наиболее обширны римские катакомбы (II–IV вв.) – разветвленные лабиринты узких галерей и небольших залов; некоторые украшены росписями (позднеантичные и периода раннего Средневековья). Сходные с катакомбами сооружения сохранились в Киево-Печерской лавре.
Кафедра
(греч. kathedra, букв. – сиденье, скамья)
в христианской церкви возвышение, с которого произносятся проповеди. Кафедры богато украшались резьбой, статуями, рельефами. В мусульманских мечетях называются минбарами.
Квадр
(от лат. quadrum – четырехугольник)
каменный блок в форме параллелепипеда, употребляемый для кладки стен и сводов.
Кессоны, кассеты, кассетоны
(франц. caisson – ящик)
квадратные или многоугольные углубления на потолке или внутренней поверхности арки, свода. Играют конструктивную и декоративную роль, также применяются для улучшения акустики помещений.
Киворий
(греч. kiborion)
первоначально сосуд для питья; в христианских храмах – дарохранительница, помещавшаяся под алтарной сенью. Позже так стали называть алтарную сень, обычно поддерживаемую колоннами и богато украшенную. См. также Балдахин.
Клеть, сруб
простейшая конструкция в деревянном строительстве, которую образуют положенные друг на друга венцы из бревен. Клетью также называют неотапливаемую часть избы.
Клуатр
(франц. cloitre, от лат. claustrum – закрытое место, позднее – монастырь)
закрытый двор в католическом монастыре, окруженный внутренней галереей. Характерен для романской и готической архитектуры.
Князек, князь
см. Конек.
Кокошник
в архитектуре русских церквей XVI–XVII вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное назначение. Располагаются на стенах, сводах, а также уменьшающимися кверху ярусами у оснований шатров и барабанов глав.
Колокольня
башня с открытым ярусом для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. В средневековой русской архитектуре, наряду со звонницами стенообразного и палатного типа, известны столпообразные и шатровые колокольни. См. также Кампанила.
Колонна
(франц. colonne, от лат. columna – столб)
архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора, стержневой элемент архитектурных ордеров. Возникла как простейший компонент стоечно-балочной конструкции; получила художественную интерпретацию и классические формы в искусстве Древнего Египта и Древней Греции.
Колоннада
(франц. colonnade)
ряд или ряды колонн с антаблементом, часто с общим перекрытием. В наружной композиции здания колоннада применяется в виде примыкающих к нему портиков и галерей. Они соединяют обособленные объемы и зрительно связывают постройку с пространством двора или площади, а также с окружающим ландшафтом. Иногда колоннада является самостоятельным сооружением (преимущественно в садово-парковом искусстве). Внутри здания колоннады обрамляют просторные залы, расчленяют парадный интерьер или объединяют его отдельные части.
Конек, конь, князек, князь
в русском деревянном зодчестве скульптурное завершение (в виде коня или птицы) венчающего крышу бревна – охлупня. Сегодня коньком называют верхнее ребро (гребень) двухскатной или четырехскатной крыши.
Консоль
(франц. console)
выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка, поддерживающая карниз, балкон, фигуру, вазу и т. д.
Контрфорс
(от франц. contreforce – противодействующая сила)
каменная, бетонная или железобетонная поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающие основную несущую конструкцию (обычно наружную стену) и воспринимающие горизонтальные усилия (например, распор от сводов, перекрывающих здание). Каменный контрфорс – один из важнейших элементов готических сооружений. Контрфорсы широко применяются также для укрепления стен при реставрации памятников архитектуры.
Конха
(от греч. konche – раковина)
полукупол, служащий для перекрытия полукруглых (или многогранных) в плане частей здания (экседр, апсид, ниш). Возникнув в восточно-эллинистической архитектуре, конхи широко использовались в римском и византийском зодчестве, при возведении христианских культовых зданий в эпоху Средневековья. В конхе часто помещали мозаики или росписи.
Корабль
см. Неф.
Коринфский ордер
один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора (аканта) с обрамлением из небольших волют. Сложился во второй половине V в. до н. э., получил широкое распространение в архитектуре эпохи эллинизма и Древнего Рима.
Коттедж
(англ. сottage, первоначально – крестьянский дом)
сельский или городской одноквартирный индивидуальный жилой дом, при котором имеется небольшой участок земли. Преимущественно бывают двухэтажными с внутренней лестницей: на первом этаже – общая комната, кухня, хозяйственные помещения, на втором – спальни. Коттедж возник в Англии в конце XVI – начале XVII в. и стал традиционным типом английского жилища. Сегодня коттеджи широко распространены и в других странах.
Крабб
(нем. Krabbe)
декоративная деталь в виде стилизованных листьев или цветов на щипцах, вимпергах и других элементах архитектурного декора готики.
Красная линия
в градостроительстве условная граница, отделяющая территорию улиц, проездов, магистралей и площадей от территорий, предназначенных под застройку. Застройка может осуществляться как по красной линии, так и с отступом от нее.
Кремль, город, детинец
центральная укрепленная часть русского средневекового города. Впервые упоминается в летописи 1331 г. («кремник»). Кремли располагались на высоких местах, обычно у берега реки или озера, окружались глубокими рвами и стенами. В кремле находились соборы, дворец князя, дворы бояр и церковной знати.
Крепость
оборонительные сооружения, защищающие город, населенный пункт или определенную территорию. Наиболее ранние крепости – деревоземляные заграждения. В Древнем Риме сложились типы военных поселений – лагерей, которые впоследствии стали основой для многих европейских городов. Разнообразные виды крепостей появились в Средние века, когда они служили целям обороны замков, городов, монастырей (земляные валы, рвы, крепостные стены с дозорными и боевыми башнями, машикулями, подъемными мостами, нередко с предвратными укреплениями – барбаканами) или защищали от вражеских нашествий обширные территории. Укрепления русских городов получили название кремлей. В пограничной полосе Русского государства в XV–XVII вв. возводились крепостные сооружения из дерева, так называемые остроги. С появлением огнестрельного оружия и артиллерии возникают крепости нового типа (бастионы, форты).
Крестово-купольный храм
тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В классическом варианте постройки купол на парусах опирается на четыре столба в центре здания, откуда расходятся четыре сводчатых рукава креста. Образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, еще ниже – угловые помещения. В целом храм представляет собой систему связанных друг с другом пространственных ячеек, выстраивающихся уступами в пирамидальный объем. Структура постройки обозрима изнутри и наглядно отражена во внешнем облике сооружения. В композицию интерьера органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчиненная конструкции здания и символике его частей. Тип крестово-купольного храма в разных своих вариантах получил широкое распространение в России, на Балканах, Кавказе и в других странах.
Крестоцвет, флерон
декоративная деталь, завершающая башни, вимперги, пинакли в архитектуре готики. Имеет вид стилизованного цветка с крестообразными горизонтальными ответвлениями. Мотив крестоцвета применяется также в декоративно-прикладном искусстве.
Крещальня
см. Баптистерий.
Крипта
(лат. crypta, от греч. krypte – крытый ход, сокровенное место)
в Древнем Риме – сводчатое подземное помещение; в западноевропейской средневековой архитектуре – часовня под алтарной частью храма для почетных погребений.
Купол
(итал. cupola, от лат. cupula, уменьшительное от cupa – бочка)
вид перекрытия (свода), близкий по форме к полусфере; образуется различными кривыми, выпуклыми наружу. В куполе обычно возникают горизонтальные усилия (распор), которые передаются на поддерживающую его конструкцию или воспринимаются нижним (опорным) кольцом самого купола. Каменные (кирпичные) купола могут опираться на цилиндрический постамент (барабан). Если куполом завершается прямоугольная в плане ячейка здания, переход от нее к круглому (или эллиптическому) основанию купола решается с помощью специальных сводов – парусов или тромпов. Купольные перекрытия впервые появились в архитектуре Древнего Рима (термы, базилики), для которой характерны полусферические купола с кессонированной (см. Кессоны) внутренней поверхностью. В Средние века разнообразные по конструкции купола использовались главным образом в храмовом зодчестве. С осознанием роли купола в облике постройки изменяются и его наружные контуры относительно внутренних; позже купола приобретают внешние оболочки (отличные по очертаниям от собственно купола), обычно в виде криволинейного покрытия по деревянным стропилам (ранний пример – собор Сан-Марко в Венеции, IX–XI вв.). Купола с покрытиями, опирающиеся на постаменты – барабаны, получили широкое распространение в русской средневековой архитектуре (см. Глава), а также в зодчестве Средней Азии. В эпоху Возрождения такие купола венчали храмы Западной Европы, подчас становясь доминантой городской застройки. Кроме того, для архитектуры Возрождения характерны зонтичные и римские кессонированные купола. Постройки Андреа Палладио (XVI в.) послужили примером, следуя которому архитекторы вновь стали использовать купола при строительстве светских зданий; эта тенденция получила развитие в XVIII в. Со второй половины XIX в. возводятся купола с металлическим каркасом и остеклением, из дерева и железобетона. В XX в. с появлением монолитного и сборного железобетона, тонкостенных сводов-оболочек и металлических конструкций структуры и формы куполов приобрели огромное многообразие: ребристые, ребристо-кольцевые, сетчатые, с волнистой внутренней поверхностью, «геодезические» (образованные из стандартных многоугольных элементов), сборные и т. д. Возникают новые типы куполов: из полимерных материалов, с двойной надувной оболочкой и др.
Курватура
(лат. curvatura – кривизна, изгиб)
нарочитая, едва заметная кривизна прямолинейных частей постройки, применяемая для устранения оптических искажений (при восприятии здания в ракурсе) и для усиления пластической выразительности архитектуры. Курватура характерна в основном для ордерной архитектуры (см. Ордера архитектурные).
Курдонер
(франц. cour d?honneur, букв. – почетный двор)
парадный двор дворца, усадьбы или особняка, образуемый главным корпусом и выступающими по его сторонам боковыми крыльями (флигелями), реже – колоннадой. От улицы, площади, дороги курдонер обычно отделяется сквозной оградой. Был широко распространен в европейской архитектуре XVII – начала XIX в. (в России – с начала XVIII в.). В современной архитектуре иногда применяется как прием пространственной композиции.
Расскажи друзьям: